Существует ли душа: что это с точки религии и философии?

Термин «душа» является одним из наиболее распространенных в языках и культурах мира, но его значение изменяется, часто воспринимается неоднозначно или расплывчато. На сегодняшний день это понятие имеет разнообразные определения, которые все сводятся к одному живому существу. Кто-то из людей убежден, что душа бессмертна, а другие вообще не верят в ее существование. Это вопрос веры каждого. Мы решили выяснить, что чувствовали и думали люди, и как обстояли дела с таким определением на протяжении всех веков? Ознакомившись с нашей статьей, вы сможете узнать что представляет собой душа в религии, философии и науке.

Что такое душа?

Вокруг понятия «душа» возникло множество мифов и недоразумений. Во-первых, следует отметить, что термин «душа» не может быть определен однозначно. Если открыть энциклопедию, можно узнать что душа – это объединение психологического и внутреннего состояния человека, в самосознание которого имеется божественная природа. Душа не имеет вещественной формы, и дает начало жизни живому существу. С ее помощью живой организм способен ощущать, чувствовать, мыслить, иногда душа противополагаема телу.

Когда мы говорим о душе сегодня, это больше не связано только с образом греческого философа Платона или томистской философией. Мы имеем в виду все, что связано с философией, литературой, теологией, глубинной психологией, духовностью и мистицизмом. Душа означает сферу, внутреннее пространство человека, в котором он соприкасается со своим истинным «Я», и ощущает что-то от исконного сияния своей человечности.

В религии

Понятия души в разных религиях отличаются, хотя в большинстве из них есть и множество сходных моментов.

В христианстве

По мнению христиан, душа – это творение, непосредственно созданное одним Богом. То, что отличает христианскую концепцию от платонической философии, – это теория происхождения души. В христианстве она не существует до тех пор, пока человеческое тело также не создано, но появляется параллельно ему.

Позднее развитие христианства несколько больше развило отношения души с человеческим телом, рассматривая его как единство, тесно связанное и зависимое друг от друга. Душа отвечает за разумное существование человека, эманацией которого становится тело. Однако в момент смерти человек умирает, а душа отделяется от тела. Душа в христианском понимании бессмертна, она покидает тело человека и отправляется в Царство Небесное, где все души живут гармонии с Единым Богом.

Существует ли душа

Однако такие известные направления в христианстве как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня имеют обратное представление о душе. Главным различием выступает то, что сама по себе душа не обладает бессмертной природой.

Адвентисты седьмого дня веруют в определение понятия «душа», которое описано в стихе Библии (Быт.2:7) и понимается как слияние тела и «дыхания жизни», то есть душой выступает живое существо. При смерти случается обратное (Еккл.12:7) душа не содержит сознания, имеющегося за пределами тела и бессмертие вполне вероятно только в теле, воскресенном или же пересотворенном (при Втором пришествии Христа).

Верования свидетелей Иеговы указывают на то, что душа умирает, когда умирает человек. Эти взгляды переняты из стихов из Библии: «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез.18:4, 20), «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл.9:5).

Если не брать во внимание менее распространенные понимания этих течений, в целом в христианстве понятие «душа» аналогично определению спасение души человека. Основная масса христиан верит, что впоследствии воскресения умерших, души спасенных сливаются с телами и им будет гарантирована вечная жизнь.

В иудаизме

Душа является частью живого существа, которую сотворил Бог, как гласит Талмуд. По своему определению она безгрешна, а злые качества присущие человечеству объясняется тем, отрицательное начало стоит наряду с благим.

Аналогично тому, как Господь наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа одухотворяет тело и управляет им, оставаясь невидимой. Убеждение о посмертной участи нынешних евреев имеет схожести с буддийской религией и верованием Древнего Египта, где сказано, что грешные души, пока не достигнут совершенства, должны проходить реинкарнацию.

Евреи верят, что в момент смерти человека душа делится на три части. Одна из них получает «поцелуй любви» от Беспредельного и погружается в «источник Божественного Света». Вторая, вместилище нравственных свойств, отправляется услаждаться в Эдемский сад. Витальное начало остается в могиле, а после разложения обретает окончательный мир и покой в укромной части вселенной.

С точки зрения философии

В философии на протяжении веков ведется спор между последователями платонической и аристотелевской традиций. Для Платона человек – это душа, пойманная в ловушку тела, а для Аристотеля, а затем и св. Фома – духовно-материальное существо, состоящее из души и тела как формы и материи, причем душа является преобладающим фактором, но сама по себе не создает полноценного человека. Отношения души и тела в последнем подходе чрезвычайно глубокие и в то же время тонкие.

Платон и Аристотель – два понятия души. Это две философские системы, которые до сих пор определяют направления развития философии. Душа по Платону – это часть внеземного существа, находящаяся в теле человека, направляющая его существование, но независимая, которая после смерти человека, освободившись от тела, живет вечно, перевоплощается, возвращается к Создателю. А душа, по Аристотелю, является неотъемлемой частью человека, она возникает с его рождением и умирает с его смертью.

Существует ли душа

В русской психологии понятие «Душа» часто выступает как состояние психики, которая рассматривается марксистской философией как индивидуальный образ беспристрастного мира, являющийся продуктом общественно-исторического формирования. В двадцатом веке доминирует тенденция интерпретации души как потустороннее понятие, не обращая внимания на работы этих ученых, как Ясперса и Габриэля Марселя, Брентано, Фрейда (с мнением ид) и Юнга, заявляющих, что всякий человек испытывает изнутри себя импульсы и креативные актуальные влечения, не связанные напрямую со сферой разума.

С позиции науки

По словам епископа Серпуховского Анастасия точно измерить и определить можно только наружную сторону души, которая обращена к материальному миру. Однако путем эксперимента нет возможности измерить ее высочайшие проявления. Наукой, что изучает душевное состояние, является психология. Понятие «Душа» в философии новой Европы стало использоваться для описания внутреннего состояния мира человека.

Австралийский нейрофизиолог Джон Кэрью Эклс (1903-1997), лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1963), один из величайших исследователей человеческого мозга, после многих лет исследований пришел к выводу: «Тайна этого человека невероятно уменьшена научным редукционизмом с его заявлением о многообещающем материализме, который объяснил бы существование всего духовного мира с точки зрения паттернов нейронной активности. Такую веру следует рассматривать как суеверие. Мы должны признать, что мы духовные существа с душами, существующими в духовном мире, и в то же время материальные существа с материальным телом и мозгом, существующие в материальном мире».

Существует ли душа

Джон Экклс пришел к выводу, что материя не может производить психические явления, потому что в психической энергии нет такой вещи, как физическое. Только духовные силы могут порождать психические явления. С научной точки зрения, нужно однозначно отвергнуть утверждение материалистов о том, что человеческое сознание является продуктом материи, как ложное.

Духовный разум человека, который работает через материальный мозг, самосознание личного «я», интеллект, творческие способности и воображение – все указывает на существование бессмертной индивидуальной человеческой души.

Многолетние научные исследования человеческого мозга привели Джона Эклза к открытию истины о существовании нематериального разума у ​​каждого человека, который действует через материальный мозг.

Таким образом, в дополнение к материальному телу в человеке существует ментальный или духовный мир с постоянным осознанием личного «Я». Профессор Экклс подчеркивает тот удивительный факт, что осознание личного «Я» в каждом человеке неизменно длится на протяжении всей его жизни, «и этот факт следует считать чудом».

Какой теории доверять?

Согласно религии, душа – это бестелесная сущность живого существа. Это часть человека, которая будет жить после смерти. Частица Бога в каждом живом существе, которая всегда присутствует и всегда осознает.
Согласно науке, неизвестно, существует ли она вообще. Ученые не признают духовное измерение жизни, хотя тайны рождения и смерти, игра сознания во время сна и даже воображение, память предполагают существование жизненной силы, независимой от тела. Каждый выбирает сам, во что верить. Большинство выбирает религиозный вариант представления. Кто здесь прав, а кто – нет, мы вряд ли узнаем при жизни.

Добавить комментарий
Нажав на кнопку вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарий добавлен
Авторизуйтесь
Для добавления отзывов, комментариев и участия в голосованиях. Войти на сайт
Последние комментарии Закрыть
Показать ещё